Порой мамочки очень мало разговаривают со своими детьми. Не задумываются о том, что через общение формируются нейронные связи в мозге, в котором у маленьких деток кипит работа. Поэтому, я хочу помочь вам понять как и о чем говорить с ребенком.
- Говорите обо всем, что делаете. Стирайтесь попутно комментировать свои действия. «Сейчас я одену тебе штанишки и мы пойдем гулять», «Видишь, мама убирает твои игрушки, потому что все должно быть на местах» и т.д.
- Комментируйте действия ребенка. «У тебя в руках машинка», «Ты стучишь по полу»
- Долой слово «это». Не говорите ребенку «Мне это нравится». Скажите «Мне нравится как сегодня ты красиво наложил цвет на бумагу»
- Говорить о том, что уже произошло, используйте прошедшее время и уже знакомые для ребёнка слова.
- Детализируйте речь ребёнка и свою. Ребенок трет глазки — «Давай баиньки- у тебя уже глазки слипаются. Уже очень поздно и ты устал.» Ребенок: «Маа- мааа». Вы: «Хочешь чтобы мамочка взяла тебя на ручки?». Такой обмен со временем вырастит в «Пожалуйста, возьми меня на ручки, мама. Я устал»
- Когда малыш произносит одно слово, родители отвечают двумя или тремя, а для ребёнка, использующего два или три слова, родители применяют короткие предложения.
Ребенок: «Упала»
Родитель: «Ложка упала»
Родитель: «Ложка упала со стола»
Родитель: «Ложка упала со стола, потому что ты ее толкнул»
7. Вопросы, начинающиеся со слов «Что» и «Какой», мало способствует развитию диалога и накопление словарного запаса, потому что побуждает ребёнка вспоминать слова, которые он уже знает. Вопросы с ответами «Да» или «Нет» попадают в туже категорию: не помогают поддерживать разговор и ничему новому не учат. Простые «Как» или «Почему» позволяет ребёнку отвечать разными словами, задействовать самые разные мысли и идеи. На вопрос «Почему» невозможно кинуть головой или показать пальцем. «Как» и «Почему» запускает процесс мышления, который в конечном счёте приводит к навыку решения проблем.
8. Цифры, цифры, повсюду цифры и числа — называйте их как можно больше. Одеваетесь? Считайте пуговки, крючечки, конечности. Кушаете? Считайте ложки. Считайте ступеньки, колеса, половники.
9. Ищите о чем можно поговорить как об объектах в пространстве, в том числе используя слова, обозначающие размер (большой, маленький), формы (квадрат, круг), пространственные качества(плоский, выпуклый). Для общения на тему расположения в пространстве отлично подойдут игра в кубики, рисование, пазлы, уборка игрушек, уборка кровати и тд.
10. Размеры и измерения — неотъемлемая часть нашей жизни, так что есть смысл знакомить с ними детей с самых ранних дней. Это длина, вес, высота, скорость. С размером и измерением ребёнка знакомят слова в сочетании с конкретным опытом. «Какая высокая башня у тебя получилась!» «Какая тяжёлая коробка, не могу поднять » «Смотри какая длиннющая макаронина!»
11. Все мы используем закономерности, в том числе и дети. Грудничкам нравится повторять звуки, которые они слышат, поэтому, когда кроха лепечет поддерживайте этот речевой контакт как можно дольше.
Вот такой получился список. Иногда сложно начать говорить с ребенком, который ничего пока не может сказать в ответ. Но это очень важно и нужно делать. Вы ответственны за развитие вашего ребенка и в ваших силах помочь ему раскрыть весь свой потенциал.
Часть информации взята из книги «Тридцать миллионов слов» Дана Саскинд