Время, когда ребенок учится в школе достаточно длительное и требует от родителей совершенно разных навыков. К моменту окончания школы ребенок много раз изменится. Изменится его характер, отношение к себе и окружающим, отношение к учебе.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок отлично закончил школу, получил все необходимые навыки и с блеском поступил в самый лучший доступный вуз.
Будни современного ребенка достаточно насыщены. Помимо школы есть еще куча репетиторов, дополнительных секции, уйма домашнего задания. А если сюда еще и гормональные всплески добавить? Школьник с трудом успевает все это выполнять, жертвуя отдыхом и развлечениями.
А что же родители? Приходя домой ребенок вместо поддержки получает дома еще одного «учителя», которого интересуют в основном успехи в школе, оценки, выполненное домашнее задание. И «домашний учитель» ходит как цербер контролируя, нагнетая, критикуя и нередко оскорбляя ребенка неучем и лентяем, ребенка, которого он безмерно любит.
Ребенок достаточно быстро понимает что к чему и начинает вводить свои правила игры. В этот момент начинается вселенское противостояние между родителем и ребенком. Ребенок, видя такой напор, начинает вести себя в роли «жертвы» (тут сделаю отсылку к треугольнику Карпмана). Он начинает лениться, говорить, что там все сложно, что он ничего не понимает и ничего не успевает. Хотя на самом деле он просто ждет слов понимания и поддержки. Он просто таким поведением старается вернуть роль родителя, которая была до того, как он пошел в школу.
Да, я понимаю, что в школе задают много домашних заданий. Но вспомните себя в школьные годы. Не знаю как с вами, но со мной домашнюю работу никто не делал — родители и так были заняты. Если сейчас вы говорите, что она стала сложнее — так и дети стали сильно умнее)
Делая домашнее задание за/вместе с ребенком на постоянной основе, вы во-первых, показываете своему ребёнку, что не верите, что он справится самостоятельно.
Во-вторых, не даете проявиться его личности, потому что считаете, что вы знаете лучше как решить ту или иную задачу. Не даете совершить ошибку. А именно благодаря ошибкам люди учатся в этом возрасте. И получается, что из страха, чтобы мой ребёнок был не хуже других, навязываете ему свою модель поведения, свое видение мира. Только ради того, чтобы похвастаться перед друзьями и родственниками кол-вом пятерок.
И более того, навязываете ему модель, при которой его проблемы будут решать за него. Особенно это касается детей школьного возраста после лет так девяти.
Ребенку дома нужен родитель. Родитель, который поймет и поддержит. А это уже совершенно другая роль.
- Оказывайте помощь ребенку тогда, когда он о ней просит
- Оказывайте ее поддержкой и правильными вопросами
- Вместо того, чтобы зубрить вместе с ребенком очередное правило научите его лучше запоминать. Подберите игры, которые помогут развить навыки памяти, словарный запас, логическое мышление
- Научите ребенка учиться, а не учитесь за него